10 шагов, которые приведут вас от статуса «недостилиста» к успешной профессии стилиста
Одно дело люди, которые умеют комбинировать бежевые брюки с черным топом, и собирать красивые образы для своих фотосессий в инстаграм, совсем другое дело – профессиональный персональный стилист. На занятиях, когда я спрашиваю: «почему выбрали профессию стилиста?» часто слышу о том, что надоело просыпаться в 7 утра и бежать в офис, сидеть там до 6 вечера, а хочется совсем другого – ходить по улице со стаканчиком кофе, держа в руках пакеты с одеждой известных марок. Настоящая мечта. Но сразу хочу предупредить, что с таким подходом, никакого стилиста из вас не получится.
Стилист - это настоящая работа, такая же как все остальные. Разумеется, со своими плюсами, но в то же время с жирными минусами, которые порой будут доводить вас до исступления.
У меня обучаются как начинающие стилисты, так и те, кто уже прошел обучение в одной из имидж-школ. Поэтому им нужно больше, чем теория и вдохновение, они хотят реальных инструментов – научиться общаться с клиентом, делать маркетинг и продвигать свои услуги. Обычно после окончания таких школ стилистов они полны теоретических знаний и не знают, как проявить их на практике. Я, же на своем курсе даю много практики – погружаю их в ремесло – поэтому после учебы в Практикариуме они уверены в своих силах и реализовываются в профессии.
- практика с реальными клиентами
- умение выстраивать сервис
- финансовая грамотность
- знание базы по стилю и цвету
- поддержка наставника и коллег
- умение строить свой имидж
- умение ставить цели и достигать их
- умение быть на виду
- умение работать с «нет»
- понимать перспективы профессии
Практика с реальными клиентами
Чем профессионал отличается от непрофесионала? Профессионал универсален, любитель – нет, максимум, на что способен: одевать себя и свой ближайший круг. Профессионал способен слышать клиента и реализовывать то, что он хочет стилистически правильным языком. Поэтому на этапе обучения мы обязательно консультируем «живых» людей. Конечно, можно потренироваться на коллегах, но все же коллеги и родственники – не реальная аудитория будущего стилиста. В Практикариуме мы приглашаем людей со стороны, которые прошли выборку по социальным, материальным, ценностным критериям на максимальное соответствие клиентской аудитории стилиста.
Наши студенты делают им консультирование, потом шопинг и фотосессию, развивая в себе навык профессионального владения всеми инструментами стилиста и умению реализовывать проект до конца. Важный момент: мы всегда берем обратную связь с клиента, а потом анализируем ее.
В «Продвинутом блоке» Практикариума есть два занятия, которых заочно боятся все студенты – это поиск клиентов. Начинающие не знают как это делать и возлагают надежды на Инстаграм, который во-первых - не дешевый, а во-вторых – не все клиенты там. Эффективно и, к тому же, бесплатно работает нетворкинг и сотрудничество с магазинами (когда вы договариваетесь с магазинами о мероприятиях, скидках или просите дать вам вещи на съемку).
Мы отрабатываем технику поиска прямо на занятии. Студентам мы раздаем конверты со скриптами и работающими схемами поведения при встрече с сотрудником магазина, управляющим, клиентом. После этого занятия, многие блоки снимаются, студентам становится ясно: где искать клиентов и как с ними взаимодействовать.
Умение выстраивать сервис
Если раньше стилисты молчали, ходили сплошь в черном и окидывали всех свысока эдаким снобиш взглядом, то сейчас времена изменились. Такое поведение уже источает запах нафталина. Стилист это уже больше чем тот, кто одевает. Это тот, кто является рупором внутреннего мира своего клиента – он умеет с помощью одежды отразить внутренние качества человека. Поэтому здесь важно не только знать все луки на style.com, но иметь что-то в голове и сердце.
Умение слушать и слышать первоочередной навык специалиста, работающего с людьми. В моей школе есть занятие, посвященное консультированию клиента. Клиент и стилист работают один на один. Стилист выясняет потребности, тестирует, анкетирует клиента, формулирует задачу для себя. Здесь то и возникают первые сложности. Начинающие стилисты из-за страха перед клиентом, не слышат его. Что потом выливается в «не спросила», «не услышала». Потом на шопинге это всплывает в виде «я не знаю, любит ли она цветочный принт», «а что ей предложить, я же забыла с ней стилистику обсудить». В результате сковывающий страх и волнение, передающееся клиенту по цепочке. Результат такого сотрудничества вряд ли устроит обоих.
Многие смотрят модные шоу, где им показывают дизайнеров, которые безапелляционно говорят «Вы уволены!», «Это отвратительно», - в общем, ведут себя категорично, по-снобски и запредельно высокомерно. Понятное дело, все эти шоу для поднятия рейтинга. В реальности мир моды и стиля – очень сервисно-ориентированный бизнес, поэтому клиент всегда прав. И надменные взгляды здесь не причем! Вы так просто никогда не сможете быть финансово успешным. Если в кинематографическом образе стилиста из Vogue не желаете перезвонить клиенту и спросить: «Все ли понравилось?», - то вы обречены. В общем, это работа со своим внутренним эго, изучение основ бизнеса и ведения переговоров – и вперед!
Финансовая грамотность
Стилист – такая же профессия, как, например, юрист или бухгалтер. В большинстве своем она основывается не на эмоциональных историях: «это вам очень идет!», а на технике, которую нужно оттачивать. Когда с техникой все в порядке, ты видишь результат в виде счастливого выражения лица клиента и рекомендаций тебя другим. Ты не просто постишь фотографии в инстаграме в купальнике, а показываешь себя как эксперта (или нет). И как эксперт берешь деньги. Сколько брать, за что брать и как – рассматриваем в Практикариуме параллельно с составлением анкеты. К окончанию обучения у каждого стилиста есть прайс с набором услуг и ценами. И им запрещено работать бесплатно.
Знание базы по стилю и цвету
Программа большинства современных школ-стилистов основывается на книгах Вероник Хендерсон и Пэт Хеншоу "Цвет и стиль" (2006), Джоэн Николсон и Джуди Льюис-Крам "Раскрась чудесно/ Color Wonderful", (1986) и подобных. Все это беллетристика, увлекательное чтиво, но никак не база для профессиональных стилистов. Базу же мы берем из теории костюма, теории цвета и гармонии цветовых сочетаний, а также анализируем зарубежные теории цветотипа, теории композиции и законы зрительного восприятия. Поскольку все тренды это всего лишь новое прочтение базы, которые появляются каждый новый сезон. Нужно учить законы физики, кроя. Все это нужно знать и чувствовать. Если вы знаете базу, то никогда не растеряетесь даже с самими замысловатыми вариантами, созданными самым эпатажным дизайнером. Любой эпатаж отталкивается от базы.
Если база без декора и новых веяний может быть (пусть даже это скучно), то декор без базы – никогда.
«Все цветовые теории» - так звучит одна из тем занятия в Практикариуме. Это не рекламный лозунг. Я даю учащимся основу каждой цветовой теории: сезонной, дирекционной, 4X4, Мансела и показываю их связь друг с другом. Итак, существует 6 теорий по определению цветотипа. Они все пришли к нам из-за границы: сезонный, дирекционный, тональный, Мансела, расширенная сезонная, 4X4. В каждой из теорий свои названия типажей людей. Но все они – одно и то же названное разными именами. На занятиях мы изучаем каждую и соспоставляем с классической теорией цвета. Я показываю все возможные теории намеренно, чтобы мои студенты не пугались громких заявлений фастфудблоггеров желающих пропиариться на хайпе. Лето, Осень, Зима, Приглушенный, Теплый или Soft Summer – у всех одна база и суть. Не важно: какую методику ты выберешь первую, вторую, третью – все это будут разные слова, которые описывают, что подойдет клиенту и почему. Впрочем, им как профессионалам нужно все это знать.
Кроме знаний фототипа и цветового имени профессионал должен уметь гармонично сочетать цвета, владеть техникой иллюзий зрительного восприятия. То есть стилист никогда не сможет «выкрутиться» удобными и универсальными цветами - черным, белым и бежевым, которые всегда актуальны и легко со всем сочетаются. Важно научиться работать со сложными цветовыми решениями и принтами. Тем более, что придется иметь дело в большинстве своем с российским клиентом, который в каждом втором случае предпочитает яркие цвета и смелые образы.
Поддержка наставника и коллег
Помню себя 9 лет назад, когда только начинала путь в профессии. У меня было много вопросов, которые не приходили в голову в процессе обучения, а с началом практики появились и превратились в реальные трудности. Не было человека, который мог бы подсказать, как нужно. Например, где брать одежду, чтобы сделать клиенту фотосессию, что делать, если клиенту не нравится образ, где искать надпись на мужском костюме super 100. Спросить об этом у учителей не было возможности – после обучения они стали недоступны.
В Практикариуме у каждой группы есть групповой чат, который остается доступным и после окончания обучения. Стилисты делятся там своими наблюдениями, получают совет и поддержку коллег. Они знают, что в случае необходимости всегда могут написать мне лично.
Кроме меня доступны все спикеры, которых я приглашаю для ведения занятий: эксперты по тайм-менеджменту, коучи и специалисты по личному бренду.
Умение строить свой имидж
Когда-то я сама столкнулась с реальной действительностью. Поняла, что вкус- вещь сугубо субъективная. К тому же, стилистический образ – это нечто большее, чем носить вещи. Это умение подавать себя, держать себя. Не сравнивать себя с остальными, а именно с удовольствием нести свой образ. Стилист должен уметь аргументировать свои стилистические предложения клиенту, разговаривать с ним на равных, не попадая под обаяние клиента, который может находится выше по статусу. Поэтому, чтобы все это получилось, нужно побороть много психологических барьеров, чтобы называть себя стилистом.
По одежке встречают… Кажется, нет любой другой профессии, где бы вас сразу не оценивали по тому как вы одеваетесь и выглядите, чем стилист. Справиться с этим давящим грузом, удается не каждому. Особенно в начале. В Практикариуме есть целое занятие, посвященное имиджу стилиста. Оно затрагивает все аспекты имиджа: от габитарного (внешность, стиль) до невербального (позы, мимика) и овеществленного (продуктов). После чего стилисту легче заглушить навязчивый голос внутреннего критика и принять себя: свой образ и имидж в данной профессии.
Умение ставить цели и достигать их
Профессия стилиста подразумевает предпринимательскую деятельность. Это значит самому продвигать себя, искать клиентов, работать как маркетолог - на удержание. У нас на курсе есть занятия по ведению бизнеса, где мы даем бизнес-ключи и инструменты, которые структурируют работу каждого стилиста.
Для работы с целями я приглашаю профессионального коуча, эксперта по тайм менеджменту. Стилисты на занятии ставят цели и прописывают шаги к их реализации. Здесь тоже много страхов уходит. Когда знаешь, куда плыть – не будешь бесцельно бороздить океан, приплывешь к цели рано или поздно.
У меня училась девушка, которая за год до моего курса окончила одну из известных Школ Стиля. Очень сообразительная, умная, со вкусом, а также с дипломом MBA. Примерно год она мучилась в сомнениях, нерешительности и непонимании: «что делать дальше». Она делала бесплатные фотосессии, консультировала «за еду». А после стандартного блока в Практикариуме - заработала 15 000 руб. Наконец, заполучила первого клиента - настоящего, реального и довольного. Сколько было эмоций! То есть ее проблема заключалась в том, что хотя прайс у нее был – она боялась по нему работать, не была уверена, адекватная ли цена услуге и просто было страшно называть цену из-за того, что она не чувствовала себя стилистом (каких то теоретических знаний не хватало, практики мало). С одной стороны, всего лишь один нюанс, с другой – невозможность превратить свое хобби в профессию, которая может тебя обеспечивать.
Умение быть на виду
С первого дня начинается формирование имиджа самого стилиста и пока нет обширного портфолио и рекомендаций, на первый план выходит общение. Посты в социальных сетях, комментарии в ветках коллег-стилистов, собственные статьи и то, как общается стилист тет-а-тет влияет на позиционирование себя на рынке. Можно сказать, что первые полгода вербальный имидж выходит на первый план. В Практикариуме есть кодекс стилиста и правила общения. Мы разбираем каждое правило - сначала в теории (их 25), а потом на практике, анализируя обратную связь с клиентом после консультации, шопинга и фотосессии.
Например, стилист при общении с клиентом перешла на «ты» не спросив его об этом. В итоге получила обратную связь о дискомфорте клиента. Этот урок она запомнила.
Умение работать с «нет»
Самый большой страх начинающих стилистов связан с тем, что клиенту «не понравится». Этот опыт важно не просто пережить, но пережить правильно. Есть несколько причин, по которым клиенту может не понравиться то, что предложил стилист и зная их можно существенно сократить риск клиентского «нет». Первое, что прорабатываем с учениками Практикариума – правильно снять запрос.
Для этого с самого первого занятия составляем структуру анкеты и прорабатываем каждый вопрос, который стилист должен задать. Если ученик на консультации делает все по технике, которую рассматриваем, риск отказа менее 1%. То есть на этапе анкеты стилист может и должен выявлять «проблемные места» и принципиальные для клиента вещи.
Но если все же «нет» выявлено позже, на шопинге (а это может быть тоже связано с определенными причинами, которые проговариваем с учениками), существует техника правильной работы с ним. Этому нужно учиться.
Понимать перспективы профессии
У имидж-стилиста есть несколько базовых компетенций: консультирование и обучение клиента, подбор гардероба для жизни и подбор одежды для фотосессии. На курсе много говорим про консультирование и подбор гардероба, затрагивая в фотосессии лишь механику. То есть разбираем как проводить фотосессию поэтапно, как правильно составлять портфолио, как общаться с фотографом и контролировать процесс сьемки, где брать вещи для сьемки. Принципиально различный подход при подборе гардероба, шопинге и при проведении фотосессии. Персональный стилист всегда работает с первым и иногда со вторым. До шопинга всегда проводится консультирование, а сам шопинг – только после предварительного похода по магазинам самого стилиста. На шопинг клиент приезжает в уже заранее обговоренный торговый центр или шоу-рум и идет в примерочные с заранее отвешенной одеждой. Стилист обязан чувствовать клиента, вовремя сделать перерыв, сменить магазин и предмет одежды, если тот вызывает дискомфорт. Не навязывать и не идти на поводу, быть партнерами с клиентом, но помнить, что он всегда прав.
Хороший вкус и умение скомпоновать образ – вершина айсберга профессии стилиста. Для настоящего профессионализма нужно больше – и в школе мы последовательно исследуем каждый этап, штрих и нюанс этой профессии.
Чтобы стать успешным стилистом нужно действительно хотеть сделать мир красивее и лучше посредством хорошо одетых и нравящихся самим себе людей (клиентов). Но также не стоит забывать о себе, чтобы не раствориться в профессии, а работать над своей реализацией как личностной, так и финансовой.
Елена Ашмарина — впервые статья опубликована для портала СНОБ.
(имиджмейкер, основатель школы стилистов Практикариум)